Обнаружен микроб, ответственный за образование метана в океане

08 декабря 2017

Промышленная и сельскохозяйственная деятельность производит большое количество метана - парникового газа, способствующего глобальному потеплению. Многие бактерии также производят метан в качестве побочного продукта их метаболизма. Некоторые из этого естественно выделяемого метана происходят из океана - явление, которое давно озадачило ученых, потому что не существует известных метанообразующих организмов, живущих вблизи поверхности океана.

Команда исследователей из Массачусетского технологического института сделала открытие, которое могло бы помочь ответить на этот «парадокс метанообразования». Они идентифицировали структуру фермента, который может продуцировать соединение, превращающееся в метан. Результаты исследования показали, что этот фермент существует в некоторых из наиболее распространенных морских микробов. Ученые полагают, что это соединение, вероятно, является источником выброса метанового газа в атмосферу над океаном.

Многие бактерии производят метан в качестве побочного продукта их метаболизма, но большинство этих бактерий живут в неблагоприятных для кислорода средах, таких как глубокий океан или пищеварительный тракт животных, а не вблизи поверхности океана. Несколько лет назад исследователи нашли возможный ключ к тайне океанского метана: они обнаружили микробный фермент, который производит соединение, называемое метилфосфонатом, которое может стать метаном, когда молекула фосфата отщепляется от него. Этот фермент был обнаружен в микробе под названием Nitrosopumilus maritimus, живущего вблизи поверхности океана.

Обнаруженное соединение метана составляет около 4% от общего количества выбрасываемого в атмосферу. Понимание происхождения этого метана может помочь ученым лучше объяснить его роль в изменении климата. «Понимание глобального углеродного цикла действительно важно, особенно когда речь идет об изменении климата», - говорит Кэтрин Дреннан, профессор химии и биологии Массачусетского технологического института.

Автор комментария: A.M.