www.pogodaiklimat.ru


На российский рынок вышел японский конкурент Росгидромета

18 января 2017

Weathernews Inc. — крупнейший в мире негосударственный поставщик данных о погоде. В условиях западных санкций компания работает на российских нефтегазовых экспортёров. В прошлом году было зарегистрировано ООО "Уэзерньюс рус" с уставным капиталом 12 млн рублей. Офис в России стал одним из четырёх новых зарубежных подразделений, запущенных Weathernews Inc. в 2016 году (наряду с Грецией, Мьянмой и Таиландом). Штат московского офиса, находящегося в бизнес-центре "Башня на Набережной" ("Москва-Сити"), — два десятка человек, на открытие офиса приглашали японского посла в России Тоёхису Кодзуки.

Российское подразделение специализируется на прогнозах по движению льдов, которые важны для нефтетанкеров и перевозчиков СПГ. Ещё с 2000-х годов компания обслуживает перевозки сжиженного газа для проекта "Сахалин-2" компании Sakhalin Energy. Половина продукции с "Сахалина-2" экспортируется в Японию, у оператора проекта есть и два японских акционера: группа Mitsui с 12,5% и Mitsubishi с 10%, у "Газпрома" 50%, у Shell 27,5%.

Кроме того, компания сопровождает перевозку СПГ через Северный морской путь в рамках проекта "Ямал СПГ" (принадлежит Новатэку Леонида Михельсона на 50,1%, по у 20% французской Total и китайской, еще 9,9% у китайского фонда SRF). Япония не вводила санкций в отношении российского ТЭК, и недавно, например, кредит на развитие "Ямал СПГ" в размере 200 млн евро дал Японский банк для международного сотрудничества (декабрь 2016 года).

В целом за последние пять лет Weathernews обслужила порядка 30 рейсов через Северный морской путь — именно это направление японцы планируют развивать, так как на 2020-е годы на Ямале планируется построить второй газосжижающий завод, а сроки навигации по СМП из-за потепления растут. Для арктических наблюдений в 2013 году с космодрома Ясный запущен компактный спутник Weathernews — под названием WNISAT-1 (диаметр 27 см, вес 10 кг). Коммерческие запуски с этого космодрома под Оренбургом проводятся с 2006 года — заодно утилизируются РС-20: межконтинентальные баллистические ракеты "Воевода"/"Сатана" переделываются в трёхступенчатый носитель. Для получения большего массива данных по СМП на 2017-й запланирован запуск спутника WNISAT-1R.

Сейчас львиная доля рынка погодных данных принадлежит структурам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). У Росгидромета несколько спутников (метеоспутниками в России также владеет также компания "Сканэкс"), четыре десятка дочерних учреждений и предприятий. Причём это не только станции и аналитические центры (главный из них ФГБУ "Гидрометцентр России"), которым заказывают какие-нибудь исследования окружающей среды, — но и разгонщики облаков. Например, "Краснодарской военизированной службе по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" местные власти в 2016 году заказывали "противоградовые мероприятия", то есть обстрел ракетами с йодистым серебром, на 122 млн рублей.

У частников денег гораздо меньше. Выручка известного метцентра "Фобос" за 2014 год — 29 млн рублей, чистая прибыль — 10,2 млн рублей. ООО "Центр Фобос", принадлежит Игорю Кланишену и Григорию Вайсману. В "Фобосе" работают 15 человек; компания специализируется на работе со СМИ, продаёт прогнозы, снимает готовые новостные выпуски о погоде, спецпроекты и проч.

Кланишен говорит, что "Фобос" собирает данные из разных источников, в том числе Росгидромета и иностранных сервисов, данные анализируются — в том числе с помощью продуктов от фирмы "Мэп мейкер", владельца портала Gismeteo. У "Мэп мейкера" денежный поток на порядок шире: выручка за 2015 год — 489 млн рублей, чистая прибыль — 152 млн рублей.

Среди стандартных потребителей метеорологических данных — энергосетевые компании (к примеру, прогнозы нужны для составления планов стройки ЛЭП), РЖД, МЧС, коммунальщики, сельское хозяйство, нефтегазовые компании. Наряду с последними среди финансово привлекательных сфер — авиация, Weathernews планирует в России предложить свою аналитику также в этой сфере. Но в таком случае без собственных метеостанций японской компании не обойтись, отметил Игорь Кланишен, — если только речь не идёт исключительно о продажах своего софта. // life.ru

Без комментариев
Комментировать метеоновости могут только зарегистрированные пользователи. Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.