Среди прочих исторических дисциплин, историческая география привлекательна тем, что даёт зримость образа исторического процесса. И позволяет наблюдателю (исследователю, читателю или посетителю музея) зримо вообразить себя путешественником как во времени так и пространстве. Создание географических привязок прошлого способствует его живому восприятию посредством идентификации древних и нынешних территорий. Одновременно это создаёт предпосылки самоидентификации наблюдателя, как в пространстве исторического процесса так и истории в целом.
Территория Среднего Поочья взятая для нашего исследования, по сути является сердцем нынешней России. На территории Окского бассейна располагается столица нашей родины Москва, вокруг которой формировалось государство Московия, лежащее в основе нашего государства. Именно поэтому историческая география этого региона так важна на современном историческом моменте.
Историческая география наших мест во многом мир сказочный и загадочный, это своего рода Terra Incognita исследуя которую мы уподобимся первооткрывателям пробирающимся через исторические дебри, и страшные белые пятна. Древнейшим периодом географических исследований можно считать гипотезу, С.В.Жарниковой которая высказала предположение о том, что междуречье Оки и Волги упоминается в «Ригведе» и «Махабхарате». Среди прочего, согласно «Махабхарате», к югу от священного леса Камьяка текла в Ямуну река Правени (то есть Пра-река) с озером Годавари (где «вара»- «круг» на санскрите). А что же сегодня? По-прежнему к югу от владимирских лесов течет в Оку река Пра и лежит озеро Годь.
Или еще пример. «Махабхарата» рассказывает, как мудрец Каушика во время засухи обводнил реку Пару, переименованную за это в его честь. Но далее эпос сообщает, что неблагодарные местные жители все равно называют реку Парой, и течет она с юга в Ямуну (Оку). И что же? До сих пор течет с юга в Оку река Пара, и так же, как и много тысяч лет назад, называют ее местные жители. Жарникова считает, что события, описанные в древнеиндийских текстах, происходили в восточной Европе в эпоху Мезолита и Неолита
Среднее Поочье у античных авторов.
Следующая страница в жизни нашего региона написана двумя античными авторами Геродотом и Птоломеем.
В наши дни целый ряд исследователей видят в Городецком населении нашего края первого тысячелетия до нашей эры геродотовых «Тиссагетов». (Смирнов, 1952. с .67; Трубникова, 1953. с. 69; Либеров, 1969. с. 21; Доватур, Каллистов, Шишова, 1982. с, 245; Нейхард, 1982. с. 136-137; Рыбаков, 1979. С. 192; Погребова, Раевский, 1992. С. 49; Рассадин, 1997. С. 15-23). Отец истории Геродота писал»
«Если перейти реку Танаис, то там уже не скифская земля, но вначале область Савроматов, которые, начиная от самого дальнего угла озера Меотиды, населяют на расстоянии пятнадцати дней пути по направлению к северному ветру страну, лишенную и диких, и культурных деревьев. Выше их живут Будины, занимающие другую область, всю поросшую разнообразным лесом.
Выше Будинов к северу идет сначала пустыня (незаселённая земля) на расстоянии более семи дней пути. За пустыней, если отклониться в сторону восточного ветра, живут тиссагеты, племя многочисленное и особое; живут они охотой. Рядом с ними в тех же самых местах обитает племя, имя которому иирки. Они также живут охотой...»
Давно уже установлено, что в основе геродотовой диатезы племен «за Танаисом» лежала древняя периэгеса - описание торгового пути из Гавани борис-фенитов к приуральским аргиппеям и исседонам (Hennig, 1935; Граков, 1947). В наши дни мы знаем о наличии трёх археологических культур скифского времени в Подонье - савроматской, среднедонской и Городецкой. Важно то, что их последовательность точно соответствует трем большим этносам, упомянутым Геродотом: савроматам в степях за Танаисом, будинам в его среднем лесостепном течении, и, наконец, тиссагетам. После открытия на Верхнем Дону многочисленных Городецких поселений, исключительно важным представляется еще одно свидетельство «отца истории» о том, что из земли Тиссагетов берут начало четыре большие реки, в том числе и Танаис, то есть Дон, верхние притоки которого вытекают с территории Рязанщины. (Herod. IV. 123).
Птолемей.
Как же именовались наши земли в античное время? В данном случае мы обращаемся к такому авторитетному источнику, как «География» Птолемея, и его карте. Вернее, к той ее части «Географии» (изданной в Риме в 1490 г.), где на севере изображена цепь гор, названных Гиперборейскими (HYPERBOREIMONTES), и, приводя которую, Г. Бонгард-Левин и Э. Грантовский говорят об ошибке Птолемея, поместившего на севере горы, которых нет. В любом случае западный приток Волги (Ра) вытекает из страны именуемой Гиперборея. Оговоримся, что древние не знали истинного истока Волги, что отмечают многие авторы. (См.: Бейлис В. М. Ал-Идриси...) Даже название Волга или Вока, бытующее у финно-угорских племен, обитающих окрестностях впадения Оки в Волгу, означает «впадающая в Оку. Однако наиболее веским доказательством в пользу того, что в античное время среднее поочье именовалось Гипербореей, является карта 1544 года Татарии (Скифии), выполненная Себастьяном Мюнстером по материалам Сигизмунда Герберштейна. «Тартария (Скифия) Себастьян Мюнстер 1544г Базель по материалам Сигизмунда Герберштейна Гравюра на дереве». Примечательно, что на этой карте сохранены именно древние названия регионов, Скифия, Сарматия и т.д. Среди прочего на правобережье Оки между Тулой и Нижним Новгородом мы видим четкую надпись Гиперборея (Хиперборея). Однако я думаю, что, руководствуясь двумя вышеописанными источниками, мы вправе утверждать, что наши земли в первом тысячелетии до нашей эры – первом тысячелетии нашей эры могли называться античными авторами Гипербореей.
Иордан.
Следующей важной вехой истории региона является период раннего средневековья. Когда Среднее Поочье населял воинственный народ, называемый сейчас культура Рязано-окских могильников, так как всё что мы знаем о нем известно нам из материалов погребений. Это была эпоха господства военной демократии и формирования варварского королевства на территории Среднего Поочья контролировавшего все Волго-окское междуречья, от верховьев Оки и Волги, до верховий Дона. Конечно, такое мощное культурное явление не могло остаться без внимания.
У Иордана в его знаменитом сочинении «Гетика» среди прочих народов подчиненных Германариху упоминаются народы, Меренс, Морденс и Инмискаров. рядом авторов отмечалось что речь идет не о прямо подчиненных народах, автор просто собрал все известные ему племена ойкумены и включил их в список для значимости. Хотя справедливости ради надо сказать что подобное суждение идет в разрез с первоисточником. И подтверждается многочисленными готскими вещами в археологических материалах Среднего Поочья.
Если имена народов Морденс и Меренс вполне созвучны с Мордвой и Мерей
то идентификация других названий племен весьма туманна в частности И. Миккола пытается связать народ Инмискаров с Мещерой. Хотя на наш взгляд данное утверждение не слишком надежно, потому что во времена описываемые Иорданом такого народа как Мещера могло и не существовать. Территория её распространения была занята носителями культуры Рязано-Окских могильников, от того и запись «moredens, merens in micsharis» то есть «in»-«в». Получается что народы Морденс и Меренс в Мещере. Собственно мещера это до сих пор название территории. Мещерской низменности и части прилегающих окрестностей. Аутентичные особенности археологическая культура мещеры приобретает лишь с конца 7-го века то есть после исчезновения гегемонии носителей КРОМ.
Артания.
7-10 века - это период переустройства карты восточной Европы. Появляются древнерусское государство и Волжская Булгария, динамично развивается хазарский каганат, набеги неведомых ранее половцев и печенегов теснят коренных обитателей со своих мест. В этом неспокойном мире островком стабильности являлись арабские купцы, которые, невзирая на весь риск, связанный с путешествиями, совершают длительные экспедиции по Оке и Волге. При этом верхним течением последней, вероятнее, считается Ока.
Не только арабские географы, но и лучше знавший народы Поволжья Хазарский царь считал Оку верхним течением Волги. Это был великий меховой и серебряный путь соединяющий восток и запад.
Из арабских источников мы узнаем о трёх государственных формированиях на Оке и Волге, расположенных по пути их следования за Волжской Булгарией: Куябе, Славии и Артании.
А.Л. Монгайт предположил что Артания - это территория современной Рязанщины. Что же рассказывают арабские путешественники о нашем крае в это время?
Ал-Истахри сообщает следующее: « Еще племя называется Артания (al-Artanija), а царь его живет в Арте (Arta). Люди отправляются торговать в Куябу! Что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтоб кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают всякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их (присоединяться к ним) и вступить в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец».
В ходе своих исследований Монгайт весьма убедительно доказывает, что положение Артании у арабских путешественников географически совпадает с Рязанщиной. Более того лингвистический анализ слов Артания, Эрзания и Рязания вполне выстраиваются в один эволюционный ряд. На целом ряде арабских карт 7-11 века, в том числе и знаменитой карте ал-Идриси Артания или Арсания расположена, на обратном Каме притоке Волги в диаметрально противоположной от Булгарии стороне, то есть как раз там, где находиться современная Рязанщина. Археологические раскопки последних лет, сделанные И.Р.Ахмедовым на Тереховском городище Рязанской области, показали, существование на его месте, в конце первого тысячелетия нашей эры, древнего города и феодального центра который вполне может быть столицей Артании, городом Артой.
; ; ; ; ;
n a th r A
Прочтение Артан, Арсан на арабских картах.
История этого государства тесно связана с историей Рязанского княжества. И всей северо-восточной Руси, легшей в основу современной России .