Путешествие в ГаличНаконец-то появляется хоть какая-то возможность рассказать про эту поездку, которую мы совершили ещё 2 июня, но с тех пор всё дела были.
Фактически, это у нас продолжение рубрики обзоров городов Костромской области. Уже были обзоры на Нерехту в январе 2024, и на Красное-на-Волге в мае. Теперь ещё Галич. На карте это выглядит следующим образом:
То есть заметно, что даже для меня Костромщина всё ещё остаётся по бóльшей части неизведанным краем, но поездка в Галич — это первый значимый шаг к тому, чтобы рассмотреть её глубинку. И действительно, на карте видим, насколько более далëкой выглядит эта поездка, чем предыдущие. И не зря — до Галича от Костромы 107 км, а до Нерехты лишь 43. До Красного и вовсе 31. И, что важно, это первая поездка внутри области в северном направлении.
И теперь про сам Галич, что он за город такой. Вообще, их таких двое — у нашего Галича есть брат на западной Украине, в Ивано-Франковской области. Два Галича похожи друг на друга по ряду характеристик — они оба очень древние города, но украинский всё же немного старше — он основан в 1140, а наш в 1159. А вот по населению наоборот, хоть они оба очень маленькие городки, но наш все-таки больше тянет на старшего брата, чем на младшего — в нашем 12 тысяч человек, а в украинском — 6. Вообще, к чему такое сопоставление? А к тому, что не только такие голые статистические параметры схожи у этих двух городов, но во многом и судьбы обоих Галичей похожие. Тот Галич был великим в давние времена, был столицей влиятельного Галицко-Волынского княжества, а потом пришёл в упадок, став маленьким заштатным городом. Но зато очень большой кусок западной Украины и восточной Польши и поныне называется в честь него Галичиной (или Галицией).
С нашим Галичем аналогичная история — он был большим и успешным городом в те же времена, что и украинский Галич. Так как они оба тогда были такие значимые, то чтобы отличать их, наш Галич звали
Галич Мерьский по имени проживавшего в его окрестностях финно-угорского племени
меря. Чуть позже Галич Мерьский стал столицей гигантского Галицкого княжества. У Костромы тогда тоже было своё княжество, но перед Галицким оно меркло. Галич отвоевал у финно-угров очень большие земли, например, те, где сейчас Шарья и Вохма, и именно с галичской экспансии началось освоение этих земель русскими. В 15-м веке случилось и вовсе совсем удивительное событие — в то время, как очень многие города добровольно покорились Москве в рамках её программы по собиранию русских земель, галичский князь Дмитрий Шемяка решил не просто отстаивать независимость Галича, но и сам возглавить всю эту движуху по собиранию русских земель вместо Москвы. И разгорелась тогда целая гражданская война между Москвой и Галичем. Сегодня в это поверить трудно, но тогда буквально могла сложиться ситуация, когда в случае победы Шемяки столицей России стал бы Галич. Но он, конечно же, проиграл. Однако не быстро — сопротивлялся аж 15 лет. В общем, шанс был для Галича славный, но с поражением в войне он был упущен, и именно после него Галич стал приходить в упадок, причём настолько, что уже с 18-го века проиграл по значимости не только Москве, но и Костроме, а нынче даже не 2-й (а 5-й) по величине город в Костромской области.
Но совсем его не обидели — сегодня Галич таки известен в значительной части России благодаря тому, что в нём находится завод по производству подъëмных кранов «Галичанин». А при СССР в Галиче ещё и экскаваторы делали. В общем, с промышленностью всё неплохо, хоть город и маленький.
Откуда я всё это знаю? А вот так получилось, что ещё в школе меня отправляли на межрайонную игру против команды Галича. Суть была в том, чтобы мы ответили на все вопросы по истории Галича, которые они зададут, а галичане на наши вопросы по истории Костромы. Подготовка к этому всему была столь основательной, что хоть и прошло много лет, историю Галича я до сих пор помню.
Однако в самом Галиче тогда побывать не посчастливилось. Что ж, теперь-то получилось это исправить.
Вот теперь пора самолично посмотреть, что же до наших времён осталось от одного из древних конкурентов Москвы. Отвечая сразу на вопрос
Shadowа, поехал я туда по железной дороге. Ибо так атмосфернее.
Вагоны в поезде на Галич оказались сидячими. Но при этом я был приятно удивлён тем, что на таком глубоко второстепенном направлении РЖД поставила новые вагоны, со столиками, телевизорами, кондиционерами и зарядками.
Сразу на выезде из Костромы на север были вот такие поля:
Пока едешь близко к Костроме, часто попадаются деревни.
Какая-то деревенская станция.
Довольно живописный вид с моста через речку Мезá:
Чем дальше ты от Костромы, тем реже встречаются сëла. Буквально за окном многие километры одна сплошная природа, которая выглядит примерно так:
Поскольку я всё же ехал на север, то я был полон надежд, что вот-вот начнётся та самая настоящая непролазная тайга. Но километры шли, а за окном проносились почти одни леса из лиственных деревьев, лишь с редкими островками из сосен. Правда, это были вполне северные берёзы и осины. Но окончательно меня добило, когда уже километров за 10 до Галича пошли рощи из лип. Я вообще на север ехал или на юг? Думаю, на этом в вопросе об отличиях природы Галича от природы Костромы можно сразу поставить точку (ибо, несмотря на 100 км расстояния, их нет, а настоящая тайга, видимо, присутствует вокруг Шарьи).
Дорога до Галича была довольно долгой, ехали мы практически 3 часа по глухоманьской малодеятельной ж/д ветке. За время в пути даже успел целую книгу прочесть, а интернета практически не было всю дорогу.
Но хоть дорога и была долгой, как известно, всё равно дорогу осилит идущий, поэтому через 3 часа нас встретил вокзал Галича:
Довольно оживлённая станция, кстати. Стоит на Транссибе. Каждую минуту едут какие-то поезда. Много товарняков с углëм проезжало мимо.
А так выглядит этот весьма милый вокзальчик со стороны города. Интересно, что характер Галича проявляется уже прямо на вокзале. Вот если зайти в вокзал через тот вход, что на кадре, то рано или поздно вам неизбежно придётся подняться с 1-го этажа на 2-й. И со 2-го этажа вы выйдете не на балкон, а внезапно прямо на перрон станции. А всё потому, что Галич очень холмистый город, и даже на такой маленькой площадке, как у этого вокзала, уже происходит подъем местности на целый этаж.
Вокзальчик выглядел весьма современно и симпатично, но если из положения, откуда сделан прошлый кадр, развернуться на 180°, то вас сразу же встретят такие вот страшненькие и совсем не современные домики:
Вот этот дом даже и ничего вполне, но, видимо, у города нет денег на его реставрацию, поэтому он пребывает вот в таком облупленном состоянии:
Совсем недалеко от вокзала находится небольшой городской парк с прудом почти правильной овальной формы. И опять же, виден привычный для Галича перепад высот — у пруда один берег сильно выше другого.
Здесь уже поживее здания.
Совсем немного времени требуется, чтоб от пруда дойти до главной площади Галича. Она вот такая:
С неё открывается вид на прилежащие улицы:
Посередине стоит стелла, увенчанная корабликом (т.к. Галич на озере), а на фоне торговые ряды. Ну прям как в Костроме, только маленькие.
Поблизости на площади есть ещё целая аллея небольших бронзовых памятников разным значимым для Галича историческим личностям. Понятное дело, там полно князей, но я выбрал для показа здесь памятник дореволюционному фотографу М. М. Смодору, который запечатлевал Галич лет этак на 100 раньше меня.
А далее нам надо идти к Галичскому озеру. Идём вдоль краснокирпичных домиков и кованых заборчиков:
Иногда они сменяются деревянными.
Интересно, что город маленький, но очень во многих местах заботливо положили плиточку.
— В каких условиях Вы сидели?
— Барак...
—...Обама?
— Ну типа)
А некоторые галичане, к сожалению, всё ещё в них живут. Вот действительно перед нами типичный барак сталинской эпохи. Но, с другой стороны, их в Галиче не так уж и много.
Практически в конце пути до озера возвышается довольно мощная церковь. Вид издали, вблизи целиком в кадр не хотела влезать.
А вот и подошли к самому Галичскому озеру. Как видно, его набережная не прилегает к озеру вплотную, и есть ещё заметный буфер цвета сухой травы. Наверно, там заболоченная местность, которая раньше была этим озером.
Это место называется «Приозëрный парк деревянных скульптур». Состоит он из каких-то на редкость странных постмодернистских изваяний, но на входе вполне традиционная скульптура окуня, которая всё остальное искупляет.
Берёзы вдоль Галичского озера. Кстати, заметно, что противоположный берег, хоть и виден, но очень далеко — он какой-то призрачный и синеватый. Озеро довольно большое, на ряде направлений противоположный берег попросту не виден.
Прямо за моей спиной, когда я делал этот кадр, возвышалась главная высота Галича — холм Бáлчуг. Он покрыт березовой рощей и виден из любой точки Галича, из-за чего создаётся впечатление, что это город под лесом.
Москвичи узнают знакомое название, у них Балчуг тоже есть. Возможно, это неслучайно, ведь когда-то Галич с Москвой были почти одного порядка города. И вот тот древний Галич, который боролся за лидерство с Москвой в северо-восточной Руси, располагался как раз на холме Балчуг, но теперь там просто роща.
У меня не было времени совершить восхождение на этот поистине гигантский холм, иначе не успел бы на обратный поезд, но открывающийся с него вид я просто обязан показать, поэтому позаимствовал его с компетентных ресурсов.
Честно говоря, так получилось даже лучше, ведь я был там днём, а тут такой красивый закат с видом на Галичское озеро. И да, на вершине холма стоит крест в память погибших на той междоусобице с Москвой, ну и в память самого древнего Галича, который когда-то был прямо на этом холме, но теперь его больше нет. А новый Галич почему-то в низине.
Посмотреть зааодские кварталы тоже не успели, поэтому пора было в обратный путь.
Так уж получается, что с любой улицы Галича неминуемо придёшь на главную площадь. И вот мы уже наблюдаем, как живописцы в рядах рисуют окружающие виды центрального Галича.
Ещё в центре Галича есть вот такие терема:
В Галиче есть и своя пожарная каланча. Тоже прямо по образцу Костромы строили. Но только если в Костроме это высокая башня, то тут, скажем так, укороченная версия.
Подъем на холм ощущается и в центре. Здесь, кстати, некое административное здание с русским флагом. Тоже чем-то напоминает уменьшенную версию аналогичных зданий в Костроме.
Но что ж я всё про уменьшенные версии? По крайней мере, один дом костромского масштаба в Галиче всё ж есть — это вот такой 3-этажный особняк. Кстати, там же нашёл и кафешку, где перекусить.
Мощëными улицами Галича...
А так он выглядит, если сойти с главной улицы — там уже такой сельский частный сектор.
Когда здесь шёл, мимо проходили две тётки, и одна сказала другой: «Не, ну ты посмотри, прямо деревня деревней». И правда, уже больше русская деревня, чем город. Это вот такие в Галиче приозëрные проулки с частным сектором.
Как и в случае с Красным-на-Волге, до основного района многоэтажек (и заводов) в Галиче я не дошёл, ибо он был слишком далеко от вокзала. Но, тем не менее, немного многоэтажек было и на моём пути. Но в основном Галич запомнился мне как 2-этажный город.
На вокзале в Галиче есть описание его достопримечательностей, а ещё продают сувениры. Это удивило меня, ведь в большинстве других городов (и в Костроме тоже) вокзал посвящён только тематике железной дороги, а не своего города.
На этом Галич и покинули. На обратном пути бросилась в глаза станция Шáча посреди глухомани, на которой была деревянная платформа. Но никто не воспользовался этой станцией ни по пути туда, ни обратно, ибо вокруг неё только густые берёзовые леса, топкие болота и мëртвые, давно брошенные погорелые деревни. Да, середина пути между Костромой и Галичем — действительно место жуткое.
Но хоть железная дорога до Галича и совсем малодеятельная, всё же неплохие сельские вокзалы/станционные здания довелось увидеть. Тут Судиславль и ниже Дровинки.
И вывод. Возможно, кому-то показалось, что в Галиче есть, на что посмотреть. Не буду переубеждать, но мне показалось, что интересных мест значительно меньше, чем в аналогичной по размерам Нерехте. По сути в Галиче только 2 интересных зоны — центральная площадь и приозëрная территория, а по остальной территории города практически не разбросано отдельных достопримечательностей. Но всё же атмосфера какая-то особенная имеется. Тем не менее, очевидно, что по сравнению со своим прежним могуществом и стремлениями, нынче Галич переживает глубокий упадок. Как и его брат. Но несмотря на это, Галич живой. По улицам ходят люди, хоть и довольно суровые и уставшие, но и нет ощущения, что забрёл в какое-то малолюдное место, какое часто бывает на селе. Люди Галича внешне сильно отличаются от костромских, они в среднем выглядят грубее и мощнее. Но всё ещё по-славянски. Темп жизни в Галиче очень медленный, но всё же, он не совсем мелкий и, в отличие от Нерехты, ходит несколько чисто внутригородских маршрутов автобусов.
Галич по-своему интересен, но по всему чувствуется, что город не реализовал свой потенциал. Посмотрим, что будет с ним потом. Ведь отчасти он и чем-то притягателен, и, наверное, через некоторое время захочется посетить его тихую старину снова.