Почти век прошёл. А мало что изменилось.
Скользкая история. Как в 20-х годах гололед беспокоил ленинградцев«Директор музея города, профессор Л. А. Ильин, поскользнулся на тротуаре угол пр. 25 Октября и Троицкой ул., упал и не мог встать. Один из проходивших поднял проф. Ильина, но, сделав с ним несколько шагов, также упал и остался лежать. Скорая помощь доставила обоих в больницу. У проф. Ильина оказался двойной перелом ноги». Такой невеселый репортаж о происшествии на углу нынешнего Невского проспекта и улицы Рубинштейна, героем которого стал архитектор Лев Ильин, поместила 3 марта 1926 года «Ленинградская правда».
Газета решила подсчитать, как часто падают пешеходы в самом центре города, и установила пост на месте падения уважаемого профессора. Оказалось, что в течение пяти минут здесь произошло еще восемь падений, причем одно из них завершилось вызовом «скорой помощи». «Настоящий каток!» - так «Ленинградская правда» охарактеризовала состояние тротуара в этом месте. И так было практически по всему городу!
«Состояние тротуаров у нас возмутительное. Пора перейти от административного воздействия к привлечению в уголовном порядке тех лиц, которые ответственны за содержание тротуаров в исправном состоянии», - предлагала драконовские меры возмущенная газета.
Так кто же отвечал за состояние тротуаров в Ленинграде того времени? Конечно, они, вездесущие дворники. Согласно утвержденному народным комиссариатом труда в 1925 году «Положению о дворниках и ночных сторожах», каждое домоуправление обязано было содержать необходимое число дворников, которым бесплатно предоставлялись квартиры в обслуживаемом доме и инвентарь для выполнения служебных обязанностей.
В крупных домохозяйствах дворники делились на тех, кто отвечает за двор, и тех, кто чистит прилегающую улицу. Зимой «дворовый» дворник обязан был очищать от снега дорожки «как у входов квартир, так и к сараям и погребам», а также прорубать канавки («отвода для стока воды») от водосточных труб и от входов в квартиры, сараи, погреба и подвалы («подполье»).
«Уличный» дворник счищал снег с тротуаров (они должны были непременно очищаться «под скребок») и мостовой, проводил водосточные канавки между мостовой и тротуаром. Очистка от снега крыш, вывозка собранного в кучи вдоль обочин снега - эти мероприятия в обязанности дворников не входили, ими занимался Отдел коммунального хозяйства (Откомхоз).
В дореволюционные времена очисткой крыш от снега обыкновенно занимались кровельщики, привычные к высотным работам. Однако и тогда ради экономии порой нанимали неквалифицированных работников, а уж в Ленинграде 1920-х годов нехватка специалистов и хроническое недофинансирование часто заставляли коммунальщиков сознательно идти на риск и отправлять на крыши случайных людей. Итог был предсказуем.
«Сбрасывание с крыш снега ежегодно влечет за собой несколько десятков человеческих жертв», - сообщала «Ленинградская правда» в номере от 9 февраля 1926 года. Падение, случившееся несколькими днями позже, только по счастливому стечению обстоятельств обошлось без жертв: «При сбрасывании снега с крыши 5 этажа на доме 32 по Загородному пр. упал на мостовую В. Эмирханов. Падение в мягкий сугроб снега спасло ему жизнь. У него переломлено бедро».
Наконец, терпение властей лопнуло, и городской исполком распорядился о проведении «семидневника» по очистке Ленинграда. За неделю предписывалось во что бы то ни стало «привести город в порядок». В первую очередь чистили от снега крыши, затем - тротуары, «с обязательной посыпкой их песком или золой», кололи лед с мостовых и вывозили на места свалок.
Впрочем, когда пришла весна, «Ленинградская правда» сетовала, что в городе начинается обычное весеннее «наводнение». «Домоуправления не справляются с тающим снегом. Каналы сейчас завалены громадным количеством сколотого с мостовых льда, снега, а местами и мусора. Летом потребуются большие работы для очистки каналов и рек. В будущем году свалки в реках и каналах будут прекращены. Домоуправлениям будет предложено приобрести снеготаялки. Опыт показывает, что использование снеготаялок обходится даже дешевле вывозки снега на свалки. Вместе с тем это охранит каналы от загрязнения».
И действительно, уже в следующие зимы во дворах все чаще стали появляться снеготаялки, снабженные электрическим вентилятором для усиления горения. Однако они все равно проблему не решили, и власти скрепя сердце разрешили сбрасывать снег в водные протоки, но только в определенных местах и только чистый.
https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/skolzkiy_leningrad/