www.pogodaiklimat.ru

СТАТЬИ

Альтернативный рынок метеоинформации




Метеорологическое обеспечение полетов — важный элемент деятельности гражданской авиации. Нельзя сказать, что в России эта проблема решена удовлетворительным образом: не хватает ни плотности покрытия метеостанциями, ни ряда других вещей. В такой ситуации весьма любопытно выглядит инициатива группы компаний Optima по созданию альтернативной системы обеспечения метеоинформацией. О ситуации на рынке и планах развития рассказывает вице-президент группы Optima Борис Баликоев.

АТО: Насколько реально формирование в России альтернативного рынка метеоинформации, аналогичного тем, что существуют в других странах?

Б. Б.: Нам кажется, что такой рынок обязательно будет сформирован в России, причем очень скоро. Предприятия погодозависимых отраслей, таких как авиация, транспорт, сельское хозяйство, электроэнергетика, нуждаются в повышении эффективности их работы, снижении издержек. Для авиации это еще и вопрос безо­пасности полетов: чем полнее, актуальнее и достовернее информация, тем проще и пилоту и диспетчеру принять решение. За рубежом подавляющее большинство авиакомпаний используют какую-либо метеорологическую систему, которая позволяет повысить безопасность и эффективность их операционной деятельности. Правда, в США и Европе метеоданные намного более подробные, чем в России. Это факт. Поэтому одна из задач метеопровайдеров и коммерческих потребителей метеоуслуг в нашей стране, как ни банально, состоит в том, чтобы минимизировать пробелы в метеоинформации за счет построения более плотной метеосети и повышения частоты получаемых показаний. В большой авиации это, быть может, менее актуально, но в малой — это возможность реально повысить метеоинформированность и безопасность полетов.

АТО: Возможно ли при этом сотрудничество с Росгидрометом? Или, если нет, не будет ли он мешать, пытаясь сохранить свою монополию?

Б. Б.: Мы рассматриваем Росгидромет в качестве партнера на этом рынке. Росгидромет — это государственная структура, которая обеспечивает получение и предоставление метеорологических данных в масштабе страны и обладает научной базой, исторической климатической информацией, современной вычислительной техникой, занимается важной научной работой. Решение бизнес-задач конкретных коммерческих организаций требует высокоточного локального метеопрогноза непосредственно по территории бизнес-интересов компании. И независимый метеопровайдер может решить эту задачу более эффективно как по точности самой метеоинформации, так и по удобству сервисов. В качестве примера приведем малую и региональную авиацию, где используется много аэродромов, не входящих в зону обслуживания Росгидромета и зачастую расположенных на территориях с очень непростыми и изменчивыми погодными условиями. Там нет даже качественных приземных наблюдений, не говоря уже о дополнительной информации, получаемой путем специализированных измерений. Информация с применением данных от дополнительных метеорологических станций, которые как раз и закрывают "белые дыры" на метеокарте деятельности авиаперевозчика, способна повысить информированность диспетчеров и пилотов и сократить количество летных происшествий, которые происходят по причине плохих метеоусловий и неинформированности об этих условиях.

АТО: Какого масштаба работы необходимы для обеспечения гражданской авиации альтернативной метеоинформацией?

Б. Б.: Система метеопрогнозирования, о которой идет речь, — это проектное решение, объем реализации которого зависит от конкретных задач заказчика и плотности сети Росгидромета на конкретной территории. При недостатке метеоданных наиболее эффективно устанавливать собственные метеостанции для повышения качества метеопрогноза. Таким образом, итоговый прогноз будет строиться на базе данных Росгидромета, данных собственной сети метеостанций и мировых метеоданных. Мы считаем данное решение наиболее востребованным компаниями малой авиации, так как именно они в большей мере, чем крупные авиаперевозчики, испытывают недостаток качественной метеоинформации — как текущей, так и прогностической. Кроме того, система предоставляет дополнительные специализированные возможности для различных категорий ВС. Так, для вертолетных компаний предусмотрена возможность в режиме онлайн отслеживать передвижение вертолетов по маршруту с направлением автоматических предупреждений по текущим и прогностическим явлениям погоды, выходящим за рамки критических значений.

АТО: Какой масштаб инвестиций требуется, на какой стадии находится группа Optima при реализации этого проекта? Каковы планы группы Optima по проекту альтернативной метеоинформации?

Б. Б.: Мы не ставим перед собой цель стать федеральным метеопровайдером. Скорее, наше решение ориентировано на тех заказчиков, в зоне ответственности или в зоне полетов которых недостаточно метеорологических данных, например, по причине отсутствия станций или наблюдательных пунктов Росгидромета, отсутствия интеграции в прогноз истории локальных наблюдений, быстрой смены погодных условий. Наше решение основано на программных разработках лидера в области коммерческого метеопрогнозирования, компании Telvent; его используют крупнейшие аэропорты США, Германии и других стран. В глобальный прогноз мы интегрируем все доступные данные, включая данные метеостанций, установленных у компании-заказчика. Так что инвестиции ГК Optima связаны в основном с адаптацией системы для России, обеспечением сервиса, техническим обслуживанием, ну и с продвижением самого решения, конечно.

АТО: Изучался ли нормативный вопрос о том, как смогут использовать получаемые данные эксплуатанты воздушного транспорта? Что делать в том случае, если альтернативный прогноз расходится с официальным?

Б. Б.: В скором времени авиационные метеоданные будут открыты для самостоятельного использования авиакомпаниями. Таким образом, как такового официального метеопрогноза, наверное, уже не будет. Какой именно метод избрать для прогнозирования погодных условий по маршруту, будет решать каждая компания сама для себя. В любом случае вне зависимости от прогноза и его источника решение остается за пилотом. Однако в нашем авиационном приложении предусмотрены рекомендации по осуществлению полетов и сервис по оценке полетных рисков. Например, если прогнозом предусмотрена плохая видимость, то выдаются рекомендации, в каком режиме какое воздушное судно может осуществлять посадку. Также для облегчения принятия решения предназначен сервис по оценке полетных рисков, где пилот может ввести прогнозируемые погодные условия, категорию ВС и получить от системы рекомендации по выполнению полета. Опять же, это только рекомендации, решение остается за экспертной пилотной оценкой, человеческий фактор тут исключить невозможно.

АТО: Можно ли оценить стоимость услуг по предоставлению альтернативной метеоинформации? Как она соотносится с расценками Росгидромета?

Б. Б.: Для крупных предприятий авиационной отрасли, уже обеспечивших себя необходимым количеством метеорологического оборудования, мы предлагаем минимум инвестиций — фактически, это стоимость лицензий. Если рассматривать вопрос шире, то стоимость решения зависит во многом от точности и детализации данных, которые нужны компании, а также от того, сколько метеостанций уже действует на территории, для которой необходимо прогнозирование, и какие они. Наша основная задача как системного интегратора сделать метеопрогнозирование частью процесса поддержки принятия решений в компании. А что касается расценок, — пусть российские компании решают сами, стоит оно того или нет. Мировой опыт показывает, что стоит: аэропорты, авиакомпании и непосредственно пилоты Северной Америки и Европы наряду с прогнозами национальных метеослужб уже давно используют такие решения; среди них Delta, US Airways, Virgin Atlantic, Petroleum Helicopters Inc., а также Bank of America, Exxon Mobil и многие другие.

      www.ato.ru, 18.09.2012

Самые тёплые места

Сейчас В России В мире
  • Феодосия
  • Ялта
  • Алушта
  • Черкесск
  • Кисловодск
  • 14.8
  • 12.2
  • 10.4
  • 10.0
  • 9.9

Подробнее...
  • Y?liman?
  • ??????
  • Kayes
  • Kaolack
  • rio Verde
  • 40.4
  • 40.1
  • 39.3
  • 39.1
  • 38.1

Подробнее...

Самые холодные места

Сейчас В России В мире
  • Делянкир
  • Оймякон
  • Кегали
  • Агаякан
  • Усть-Бохапча
  • -32.3
  • -31.1
  • -31.1
  • -30.4
  • -29.8

Подробнее...
  • Dome C II
  • Mid Point
  • Modesta (Italy 7355)
  • Summit
  • Делянкир
  • -67.6
  • -60.2
  • -44.4
  • -35.1
  • -32.3

Подробнее...

Обратная связь

Рекомендуем посетить

Подложка для теплого водяного пола
Теплоизоляционные подложки для теплого пола! Любые объемы в срок. Заходите
teplodoma-msk.ru